История органов безопасности

20 декабря 1917 г. Совнарком утвердил создание нового органа и постановил назвать его Всероссийской чрезвычайной комиссией (ВЧК) по борьбе с контрреволюцией и саботажем. За короткое время в сложнейших условиях борьбы за власть ВЧК сумела добиться стремительного роста своих полномочий и стала одним из важнейших государственных институтов Советской России. После переезда в Москву ВЧК имела уже следующие основные отделы: борьбы с контрреволюцией, борьбы со спекуляцией, борьбы с преступлениями по должности, иногородний, а также информационное бюро. К этому времени численность ее сотрудников возросла до 130 чел. Впоследствии структура Всероссийской чрезвычайной комиссии неоднократно менялась.

После окончания Гражданской войны, находясь в эмиграции, антибольшевистские силы продолжили борьбу с советским государством. Поэтому одним из важнейших направлений деятельности органов ВЧК – ГПУ – ОГПУ стала разведка эмигрантских кругов с целью пресечения их разведывательно-подрывной деятельности против Советской России. Самой крупной антисоветской организацией был Русский общевоинский союз, созданный генералом П.Н. Врангелем в 1924 г. РОВС получал поддержку от разведывательных органов некоторых европейских стран. Советские спецслужбы рассматривали эту организацию в качестве своего главного противника и прилагали большие усилия для борьбы с нею.

Крупнейшей операцией по нейтрализации деятельности РОВС стало похищение в Париже в 1930 г. его председателя генерала А.П. Кутепова. Операция была проведена под руководством Я.И. Серебрянского, специально выехавшего для этой цели в Париж. Серебрянский еще в 1920-е гг., находясь на нелегальной работе за границей, организовал на Ближнем Востоке и во Франции 20 специальных нелегальных резидентур. Затем он возглавил 1-е отделение ИНО ОГПУ (нелегальная разведка) и одновременно стал руководителем Особой группы при председателе ОГПУ. Во время гражданской войны в Испании агенты из резидентур Серебрянского осуществляли дерзкие акции. Так, группа под руководством агента «Эрнста» потопила 7 германских судов с оружием для войск генерала Франко. В сентябре 1936 г. сотрудникам другой спецгруппы при помощи агента «Бернадет» удалось закупить у французской фирмы «Девуатин» 12 новых военных самолетов якобы для некоей нейтральной страны. Самолеты доставили на приграничный с Испанией аэродром, откуда их под предлогом летных испытаний благополучно перегнали в Барселону.

В борьбе со спецслужбами и зарубежными антисоветскими центрами чекисты продолжали активно использовать оперативные игры. Они проводились как разведывательными, так и контрразведывательными подразделениями ГПУ-ОГПУ и имели целью срыв планов противника, нанесение упреждающих ударов по разведкам капиталистических государств и антисоветским эмигрантским центрам и их агентуре в СССР. Яркими страницами в историю органов безопасности вошли проведенные операции под условными названиями «Синдикат-2», «Трест», «Центр действия», «Дело № 39», «Синдикат-4», «Заморское» и др.

Одной из крупнейших контрразведывательных операций, проводившихся ВЧК-ОГПУ, стала операция «Трест» (1921-1927 гг.). В ее ходе была легендирована организация антибольшевистского подполья «Монархическое объединение Центральной России», чтобы помочь выявить непримиримых монархистов и контрреволюционеров. К успехам «Треста» принадлежит выманивание из-за рубежа в Советский Союз ряда агентов иностранных спецслужб и эмиссаров антисоветских организаций, где они были арестованы советской контрразведкой. Под разными предлогами были вызваны более 20 нелегально прибывших из-за границы активистов.

В те годы структура ГПУ-ОГПУ представляла собой действительно уникальное явление в истории спецслужб. Она объединяла в себе внешнюю разведку, контрразведку, военную контрразведку, органы обеспечения безопасности транспорта и связи, защиты экономики, политический розыск, охрану высшего руководства, пограничные и специальные войска, службу дешифровки и радиоперехвата и др. Ее сильной чертой была жесткая централизация и комплексный характер, позволявшие в условиях нехватки ассигнований осуществлять маневр силами и средствами и эффективно решать служебные задачи.

В июле 1934 г. постановлением ЦИК СССР ОГПУ как самостоятельный государственный орган было упразднено и образован общесоюзный Наркомат внутренних дел. В его составе создано Главное управление государственной безопасности (ГУГБ).

В дальнейшем органы безопасности претерпевали неоднократные реорганизации. По оценкам современных экспертов, три реорганизации органов государственной безопасности в течение трех с небольшим лет накануне Великой Отечественной войны не способствовали стабильности в работе оперативного состава. Последняя реорганизация была начата за четыре с небольшим месяца до начала Великой Отечественной войны. Наркомат государственной безопасности находился в стадии становления и не был полностью подготовленным к деятельности в чрезвычайной ситуации.

Не смотря на это Великая Отечественная война стала свидетельством высокоэффективной деятельности советских органов разведки и контрразведки.

В целях концентрации усилий органов государственной безопасности и внутренних дел Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июля 1941 г. наркоматы внутренних дел и государственной безопасности были вновь объединены в единый НКВД СССР во главе с Л.П. Берия, первым заместителем которого стал бывший нарком госбезопасности В.Н. Меркулов.

Контрразведывательная работа в годы Великой Отечественной войны стала одним из основных направлений деятельности органов безопасности. Ее осуществляли 2-е (контрразведывательное) Управление НКВД-НКГБ, 4-е (зафронтовое) Управление НКВД-НКГБ, органы военной контрразведки, транспортные органы безопасности и другие подразделения органов безопасности (в пределах их компетенции), занимавшиеся в военное время оперативно-розыскной работой.

Уже в 1942 г. органы безопасности располагали достоверной информацией о Варшавской, Смоленской, Борисовской, Полтавской и других немецких разведывательных школах, разведывательном органе при 16-й немецкой армии, ряде абверкоманд и абвергрупп, дислоцированных на территории СССР.

Одной из форм организации контрразведывательной деятельности органов безопасности в годы Великой Отечественной войны являлось проведение ими радиоигр с немецкой разведкой. Координацией деятельности органов безопасности по ведению радиоигр занимался вначале НКВД СССР, а с 1943 г. – ГУКР «Смерш» НКО СССР.

Благодаря радиоиграм отечественным органам безопасности удалось практически парализовать разведывательно-диверсионную активность Абвера и СД. За время Великой Отечественной войны органами безопасности в тыловых районах страны были выявлены и разоблачены 1852 вражеских агента, из них 554 агента-парашютиста, входивших в состав 172 диверсионных групп, 663 агента – в составе 242 разведывательных групп, 302 агента – в составе 35 разведывательно-диверсионных групп, 109 агентов-диверсантов и 224 агента-разведчика. 681 вражеский агент явился с повинной в органы госбезопасности, 127 были убиты при задержании. У задержанных агентов-парашютистов было захвачено 376 коротковолновых радиостанций.

В январе 1942 года было создано 4-е Управление НКВД, в задачу которого вошла разведывательно-диверсионная деятельность в тылу противника. За годы Великой Отечественной войны по линии 4-го Управления и 4-х отделов территориальных органов безопасности в тыл к противнику было направлено более 2000 оперативных групп. Имея в своем составе чаще всего от 10-15 до 50-60 чел., эти группы за короткое время вырастали в партизанские отряды и соединения численностью в несколько сот человек. Знаменитый советский разведчик Н.И. Кузнецов (псевдоним «Колонист») также действовал в составе партизанского отряда «Победители», развернутого из разведывательно-диверсионной резидентуры НКВД.

Основным противником советских органов безопасности в послевоенный период стали спецслужбы стран блока НАТО, которые развернули против СССР разведывательную и иную подрывную деятельность. Реализуя намеченные политическим руководством планы, спецслужбы стран НАТО выделили Советский Союз, его экономику и вооруженные силы в качестве первоочередных объектов своей разведывательной и иной подрывной деятельности. Они стремились различными путями (через агентуру, с помощью специальных технических средств, путем опроса перебежчиков и т.п.) собирать информацию о состоянии, перспективах развития оборонных отраслей промышленности, транспорта, о дислокации и вооружении советских воинских частей и соединений.

На протяжении всего первого послевоенного десятилетия органы МГБ-МВД СССР ежегодно разоблачали сотни агентов западных разведок, сведенных, как правило, в резидентуры, оснащенных, в ряде случаев, собственными агентурными радиостанциями.

В целом, сосредоточив свои основные усилия на борьбе с разведывательной и иной подрывной деятельностью спецслужб и организаций США и Великобритании, а также на розыске преступников военных лет, советская контрразведка достаточно надежно обеспечивала безопасность страны, ее экономики и вооруженных сил. Всего за период с 1946 по 1953 г. органами советской контрразведки были выявлены и арестованы около несколько тысяч агентов различных иностранных разведок.

С середины 1950-х гг. внешняя политика СССР определялась провозглашенным на XX съезде партии курсом на мирное сосуществование государств с различным общественным строем. Однако потепление международных отношений периодически сменялось противостоянием, вызванным действиями государств то социалистического, то капиталистического блока.

В указанный период наибольшую активность в разведывательной работе против СССР проявляли США. Главным организатором подрывных акций являлось Центральное разведывательное управление (ЦРУ), которое занималось сбором и обработкой разведывательной информации в интересах укрепления позиций США, а также проводило тайные операции. В годы холодной войны ЦРУ осуществляло заброску на территорию СССР агентов с разведывательными и диверсионными заданиями, поддерживало зарубежные эмигрантские организации, стоявшие на антисоветской платформе, оказывало помощь вооруженным формированиям на территории западных областей Украины, Прибалтики. В дальнейшем основная разведывательная деятельность разворачивалась под прикрытием официальных дипломатических представительств.

В 1962 г. был разоблачен агент американской и английской разведок О. Пеньковский, также являвшийся офицером ГРУ. Начало разработке положили данные службы НН, сотрудники которой в январе 1962 г. зафиксировали в одном из подъездов дома по Арбатскому переулку возможную передачу материалов между О. Пеньковским и А. Чизхолм, женой кадрового английского разведчика, 2-го секретаря посольства Англии.

В результате оперативной разработки, в ходе которой квартиру Пеньковского оборудовали специальной техникой, удалось установить его сотрудничество с иностранной разведкой. Была выявлена его связь с английской разведкой через коммерсанта Г. Винна. В октябре 1962 г. О. Пеньковского арестовали, а по договоренности между руководителями органов госбезопасности и прокуратур Советского Союза и Венгрии Г. Винна задержали на территории Венгрии. В 1962-1963 гг. 11 сотрудников американского и английского посольств в Москве были высланы за шпионскую деятельность. Пеньковский выдал разведке США стратегическую информацию о советском ракетно-ядерном потенциале. Некоторые его сообщения докладывались лично президенту США Дж. Кеннеди. Информация Пеньковского помогла американцам получить точные доказательства о размещении советских ракет на Кубе. Объем информации, переданный Пеньковским ЦРУ, составил 111 кассет с отснятыми фотопленками, 140 часов магнитофонных записей (более 1200 страниц текста). В отчете ЦРУ говорилось, что это была самая продуктивная и классическая тайная операция, которая когда-либо предпринималась ЦРУ против СССР.

В мае 1963 г. проходил открытый процесс по уголовному делу Пеньковского. В ходе суда было доказано, что с апреля 1961 г. и до разоблачения в октябре 1962 г. он собирал и передавал представителям английской и американской разведок совершенно секретные сведения, составляющие государственную и военную тайну. Пеньковский был приговорен за измену Родине к расстрелу.

Происходившие в период 1970 – 1991 гг. изменения во внутренней и внешней политике СССР учитывались иностранными специальными службами и использовались в работе против Советского Союза. Спецслужбы США и других стран НАТО продолжали заниматься сбором информации о внешнеполитических планах советского руководства, военно-экономическом потенциале СССР, его вооруженных силах, последних научных открытиях и разработках. Помимо собственно разведывательной работы противник перешел в этот период и к проведению глубоко законспирированных операций по расколу Организации стран Варшавского договора, понижению международного авторитета СССР, дестабилизации внутреннего положения в ряде социалистических государств.

В эти же годы советской контрразведкой была разработана методика выявления тайниковых операций, проводимых разведчиками, действующими под дипломатическими прикрытиями, а также агентами из числа иностранцев, прибывающими в нашу страну по другим легальным каналам.

В целом на протяжении 1970-х – 1980-х гг. советской контрразведке удавалось в большинстве случаев пресекать или, по крайней мере, нейтрализовывать разведывательную и иную подрывную деятельность против СССР иностранных спецслужб.

Контрразведывательные подразделения органов КГБ достигли в 1970 – начале 1990-х гг. серьезных успехов в разоблачении агентуры иностранных спецслужб из числа советских граждан и иностранцев. Следует отметить, что 1970 – начало 1990-х гг. стали своего рода вершиной развития отечественной контрразведки. Мощная универсальная спецслужба в лице КГБ СССР и его органов на местах обладала огромным потенциалом и большими возможностями. Советская внешнеполитическая разведка достаточно эффективно контролировала ситуацию в политической, научно-технической и экономической сферах в государствах, представлявших тот или иной интерес для СССР.

Пресс-группа УФСБ России по Республике Алтай

Добавить комментарий